Суровое очарование первозданной Америки

by Chicago News | 22/09/2017 10:21 AM

Мне уже приходилось писать о том, что мое детство в 60-е годы XX века явилось периодом, когда советское общество стало более открытым к достижениям мировой культуры, киноискусству и литературе Западной Европы и Америки. Одним из показателей этого процесса является тот факт, что так называемые «индейские романы» Джеймса Фенимора Купера издавались в Советском Союзе большими тиражами с конца 50-х годов до конца 80-х годов. Я многократно зачитывался в детстве «Следопытом», «Зверобоем» и «Последним из могикан». Надо отдать должное, и советский кинематограф не обходил творчество Фенимора Купера стороной.   Были сняты хорошего художественного уровня кинокартины по мотивам этих книг. Редко кто из моих сверстников не увлекался и не стремился по-своему подражать его знаменитым героям, полным настоящего благородства, самоотверженности, самопожертвованию и нетерпения к несправедливости.

Но время шло, как в калейдоскопе менялись страны, государства, эпохи и неоднозначные события. И однажды, когда я первый раз случайно в начале 2000-х годов посмотрел фильм талантливого режиссера Майкла Манна «Последний из могикан», то мои детские впечатления не только вспомнились, но и существенно расширились и освежились. Картина снята настолько гениально, с таким уважением и с глубоким чувством патриотизма к истории первозданной Америки, что сразу же завораживает, будит воображение и привлекает к себе смотреть ее неотрывно от начала до конца.

Фильм начинается со знаковой, в том числе и в философском смысле, сцены охоты на оленя. Охотники: Чингачгук, вождь уже исчезнувшего племени могикан, его родной сын Ункас и приемный сын Натаниель (Соколиный Глаз), родившийся от белых родителей, долго преследуют благородного оленя, потому что им понадобились шкура и мясо. Прежде, чем освежевать оленя, они просят у него прощения, объясняя ему, что они убили его не по прихоти, не из спортивного азарта, а ввиду острой необходимости. Это происходит потому, что они живут в полном единении с природой и сами являются полноправной частью ее. Не остаются они в стороне, когда кровожадные гуроны напали на небольшой военный английский отряд, который направлялся в форт «Уильям Генри». А ведь они не служат английскому королю, не считают себя его подданными, но они не могут пройти мимо варварского избиения не только солдат, но и невинных женщин. Только благодаря их вмешательству, дочери коменданта форта «Уильм Генри» сестры Кора и Эллис, а также благородный майор Данкан остаются в живых. Мало того, они предлагают им свое сопровождение до форта. Напомним, уважаемый читатель, что действие романа начинается в 1757 году, в самый разгар войны между английской и французской монархиями за колонии в Северной Америке. Эта война вошла в историю своими жестокостями, связанными еще и с тем, что различные индейские племена встали на сторону англичан или французов и воевали с присущей индейцам жестокостью. Но самым кровожадным было племя гуронов – союзников французов. Наиболее характерным представителем его в романе является индейский военноначальник Магуа – злобный, коварный и крайне жестокий человек, который еще и использует войну для собственного обогащения и упрочения своего авторитета и влияния.

Но благодаря бесстрашию и самоотверженности Натаниеля, Чингачгука и Ункаса, сестры и майор Данкан живыми и невредимыми добираются в осажденный французами форт «Уильям Генри». Полковник Монро, отец Коры и Эллис, скупо, по-джельтменски благодарит Натаниеля и индейцев и одновременно рассказывает, что его гарнизон находится в безвыходном положении, если в ближайшее время ему на помощь не придет армия английского генерала Вэба. Майор Данкан заявляет при этом, что Вэб не имеет ни малейшего представления о затруднительном положении форта «Уильям Генри». А на вопрос «Куда же делись мои гонцы, а особенно вездесущий Магуа, из союзного нам племени могавков», Натаниель отвечает Монро, что Магуа не могавк, а гурон – союзник французов, и именно он напал на небольшой отряд, следовавший с его дочерьми в форт «Уильям Генри». Таким образом, всем становится понятно, что Магуа еще за что-то и мстит полковнику Монро. При этом Натаниель, как честный и благородный человек, заявляет полковнику Монро, что нужно отпустить ополченцев, которые набраны из фермеров-колонистов, расселенных в пограничных районах, потому что они сами видели, как гуроны жестоко уничтожают их беззащитных женщин и детей. Это нужно сделать еще и потому, что будут колонисты в форте или не будут, никак не повлияет на его дальнейшую судьбу, ибо спасти форт «Уильям Генри» ввиду превосходящих сил французов может только армия Вэба. Вот тут то полковник Монро и показывает себя упрямым британским служакой, заявив, что он никого отпускать не намерен, а тот, кто к этому призывает, будет повешен по законам военного времени.

И выгоняет Натаниеля вон. Но Натаниель, ничуть не испугавшись полковника Монро, предлагает фермерам свою помощь, чтобы они могли беспрепятственно покинуть форт. После того, как фермеры покидают крепость, полковник Монро арестовывает Натаниеля и заявляет, что он будет предан военно-полевому суду. Не помогает даже заступничество дочери Коры, которая оценила по достоинству благородство Натаниеля и влюбилась в него, отвергнув тем самым ухаживания майора Данкана. Во время свидания с Натаниелем, он, тоже влюбившийся в нее, упрашивает Кору быть все время с отцом, так как не то что дни, а часы форта сочтены. А он не ушел с фермерами, потому что полюбил ее. И тут вмешивается его Величество Случай. Маркиз де Малькальм – командующий французской армией решил «поиграть в благородство» и предложил полковнику Монро мирные переговоры, вроде бы с благородной целью сохранения жизни оставшихся в живых защитников форта. Суровое сердце бравого английского вояки по-настоящему дрогнуло, когда французский маркиз предложил очень достойные условия сдачи форта – после захоронения погибших все оставшиеся в живых британские военные с их семьями и домочадцами при оружии и знаменах могут беспрепятственно отправиться в город Олбани, где находился один из центров управления английскими колониями. Таким образом, ни о какой сдаче в плен или о чем либо подобном и речи не могло идти. На следующий день под барабанный бой в вычищенной форме со всеми боевыми знаменами гарнизон форта во главе с его комендантом полковником Монро сдал его французам и направился по дороге в Олбани. А не менее коварный чем индеец Магуа «цивилизованный» европеец маркиз де Малькальм лишь намекнул гурону, что он не хотел бы дважды сражаться с одними и теми же англичанами. А Магуа только того было и нужно, им владело чувство кровной мести по отношению к полковнику Монро, который, как считал Магуа, несколько лет назад сжег его деревню, жену и детей. И Магуа сказал сам себе: «Вот сейчас, Серый Волос (полковник Монро) будет мною и отомщен, я уничтожу не только его, но и его дочерей». Но Магуа не учел одного, что Натаниель (которого не успел расстрелять полковник Монро), Чинкачгук и Ункас окажутся в колонне, ведомой Монро. Во время жестокого побоища, которое нельзя даже назвать военной схваткой, Натаниель, Чингачгук и Ункас в очередной раз спасают Кору, Эллис и майора Данкана. А сам полковник Монро в жестокой схватке с Магуа погибает. А наших героев ждут дальнейшие приключения. Вскоре Магуа настигает их. Кора, Эллис и майор Данкан оказываются в плену у гуронов, куда приходит Натаниель и предлагает вождю гуронов в жертву себя, вместо сестер Монро. Не уступает ему в благородстве и майор Данкан, предложивший то же самое. Индейский вождь решил поиграть в справедливость и повелел отправить майора Данкана на костер, сестре Эллис стать женой Магуа, а Кору и Натаниеля отправляет с миром. Посрамленный и еще более обозленный Магуа с небольшим отрядом самых преданных своих воинов и вместе с Эллис отправляется в Северные земли. С решением вождя он в корне не согласен. Он лишь думает как бы более жестоко уничтожить Эллис. Это понимают Натаниель, Чингачгук, Ункас и не отстающая от них Кора. Теперь уже они преследуют Магуа. Когда они добираются до Больших Водопадов, Ункас вступает в схватку с Магуа и, к сожалению, погибает. Эллис, которая решила, что спасение не возможно, бросается в пропасть. А подоспевшие вскоре Чингачгук и Натаниель расправляются с коварным и жестоким Магуа. Затем следует индейский обряд прощания с погибшим благородным воином. После этого Чингачгук напутствует своего белого сына на дальнейшую жизнь, которую он должен провести в любви к избранной им женщине, в единении с природой и в борьбе со злом. Они все трое стоят в лучах закатного солнца, перед ними расстилается восхитительная панорама Скалистых Гор и Чингачгук говорит: «Запомните, это говорю Вам я, последний из могикан. Вы должны жить, любить и бороться на этой прекрасной земле!» В чем и есть наиболее сильная сторона творчества Фенимора Купера – это апофеоз благородства, правды и чистоты. Ибо это есть самое достойное состояние для Человека!

Автор: Юрий Бескрайний

 

Endnotes:
  1. More: #

Source URL: http://mychicagonews.com/the-last-of-moheecans/