Люди и манекены

Люди и манекены

В далеком 1974 году, еще будучи подростком, я впервые посмотрел этот блистательный сатирический и юмористический фильм, созданный при тесном участии, как автора и главного исполнителя, величайшего, на мой взгляд, актера Аркадия Исааковича Райкина. После многих своеобразных сюжетов-историй хотелось не только смеяться, но и часто было по-настоящему глубоко грустно.  Так в чем же заключается главный секрет мастерства этого великого профессионала целительного смеха, равных которому в современной России в настоящий момент просто нет.  Уважаемый читатель! Если когда-либо Вы видели этот фильм, то вы, конечно,  сразу вспомните монологи персонажей из него:  «В греческом зале, в греческом зале, что ты пристала ко мне, мышь белая, не даешь человеку культурно отдохнуть… Уже три часа,  воскресенье скоро закончится, а я ни в одном глазу…» И вы, конечно, быстро вспомните телеграфно-спешащего на работу начальника, который никогда не опаздывает на работу, и строго выговаривает своим подчиненным, если кто-то задержится на несколько секунд. Но на этом завершается вся его бурная деятельность, ничем полезным он на работе больше не занимается.  Это удивительно подмеченный Райкиным типаж. За свои 57 лет и 40 лет трудового стажа мне, к сожалению, приходилось видеть немало таких начальников. И даже в нашей современности. А давайте вспомним «специалиста по протиранию штанов» из какой-то шарашкиной конторы,  которого послали на зарубежную выставку для демонстрации некоей машины, потому что у него все анализы были в порядке, в то время,  как у ее изобретателя, к сожалению, нет.  И все было бы хорошо,  как рассказывает очередной персонаж Райкина,  но его попросили включить эту машину. «Ну а что было дальше,  что было… Сбежалась вся выставка, в близлежащих кварталах вырубило свет… И что им до того, что у меня все анализы в порядке!»

Связующей нитью всех сюжетов фильма являются диалоги и монологи мудрого, уже немолодого таксиста (в исполнении великого мастера Аркадия Райкина),  который за свою рабочую смену встречается с десятками людей, разнообразных по характеру, поведению и пристрастиям, как сама жизнь. Умный и наблюдательный водитель такси – человек неравнодушный, остро реагирующий на людские пороки. Он дает всем явлениям и типажам свою оценку, открывая и закрывая очередные сюжеты, в которых Аркадий Райкин тоже главный исполнитель. Эти сюжеты где-то веселые, а где-то и грустные, но обязательно сатирические, погружают нас в поучительные истории из самой жизни, обогащая нас своим животворным смехом. Все это и позволяет оценить фильм «Люди и манекены», как шедевр сатирического и юмористического кино. Этому очень помогает музыка Геннадия Гладкова, талантливые тексты Михаила Жванецкого и Лиона Измайлова, а также блистательная операторская работа Юрия Журавлева и Евгения Русакова.

А чего стоит монолог человека кавказской национальности, летящего престижным авиарейсом, смакующего дорогой коньяк, закусывая бутербродами с черной икрой. Он затрагивает важную,  для того советского периода тему, о том как недостаток некоторых товаров и продуктов делает самой важной фигурой в бытовых и деловых отношениях людей, «сидящих» на распределении дефицитных товаров и продуктов. Персонаж Райкина эмоционально говорит: «Если дефицита совсем не будет,… то тогда уважаемый товаровед станет совсем, как простой инженер… А это нехорошо!» Люди такого блистательного и искрометного таланта как Аркадий Райкин рождаются единицами, а свою популярность завоевывают у миллионов зрителей. Его острая и крайне остроумная сатира находила отклик буквально в каждом, еще и потому,  что зритель частично видел в нем и самого себя. А ведь часто разумный смех над самим собой очищает и делает мудрее.

В современной России давно уже изменился общественный строй, появились новые,  часто сомнительные приоритеты и ценности. И мы ловим себя на мысли, что высокопрофессиональный юмор Райкина очень злободневен и в наши дни!   Нередко возникает ощущение, что уважаемый мэтр сатиры и эстрады смотрел далеко вперед, а буквально и в наши дни. Такое доступно действительно гениальным людям. Современников просто поражала его неутомимая работоспособность. Во время работы над кинокартиной Аркадий Райкин признавался: «Я беру все свои персонажи из многообразия жизни… Чтобы создать образ героя «из греческого зала» мне понадобилось синтезировать много типажей, подсмотренных мною в реальных жизненных ситуациях…» Стоит отметить, что высокий профессионализм в целом был свойственен всему советскому искусству. А теперь же юмор, к сожалению, стал совсем другим. У него очень краткая формула – смех ради самого смеха. Это является порождением тех гипертрофированных рыночных отношений, которые захлестнули все российское искусство. И таким образом, вся многочисленная рать современных российских юмористов в реальном зрительском восприятии совершенно на одно лицо. К сожалению, это современные реалии.

Вечная Вам память и благодарность, Аркадий Исаакович Райкин!

Автор: Юрий Бескрайний

Chicago News

Chicago News

We are a creative team of Chicago newsmakers. Besides news, we are fond of lots of things, most of them you’ll find on our pages. We have something to tell you… And we will.


Tags assigned to this article:
КиноЛюди и манекеныОбзор

Related Articles

Кинопремьеры этой недели – 22 августа

  Кинопремьеры этой недели – 22 августа When the Game Stands Tall Жанр: драма, спорт Режиссер: Томас Картер В главных

Кинопремьеры этой недели [27 июня]

Yves Saint Laurent Жанр: драма, биография Режиссер: Джалиль Леспер В главных ролях: Пьер Нинэ, Гийом Гальенн, Шарлотта Ле Бон, Лаура

Нелюбовь

16 февраля 2018 года на экраны американских кинотеатров выходит фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Неделю назад в Лос-Анджелесе Американская