“Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир…”

“Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир…”

Мое детство пришлось на эпоху 1960-х годов. Это было интересное время большей открытости советского общества ко всему миру, в том числе и к зарубежному киноискусству. Мы с двоюродным братом Васей стали настоящими киноманами западноевропейского и американского кино. Надо отдать должное – Советский Союз закупал только качественные картины и самых разнообразных жанров, от искрометных и сатирических комедий до экранизации трагедий великого Шекспира. Мой брат старше меня на два года и был для меня непререкаемым авторитетом, что смотреть и на какой из вновь появившихся в советском прокате фильмов пойти в первую очередь. Таким образом, мы по три-четыре раза смотрели «Разиню» (режиссер Жерар Ури), «Фантомас» (режиссер Андре Юнебель), «Большие гонки» (режиссер Блэйк Эдвардс),  и многие другие фильмы.

Но отдельную нашу любовь и признание получила кинокартина «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» режиссера Стенли Крамера. Самое интересное состоит в том, что наше детское сознание быстро нащупало главную цель режиссера – высмеять в гротескной и эксцентричной форме недостатки человеческой натуры и общества. А теперь к сюжету. По дороге в Лас-Вегас мчатся шикарные американские автомобили. В одном едет бизнесмен Рассел с женой и тещей, во втором умный и рассудительный дантист с супругой, в третьем – пара приятелей, в четвертом мелкий предприниматель перевозит по заказу мебель. Они не знакомы друг с другом и вряд ли когда-нибудь снова встретились бы, не стань они свидетелями аварии, в которой виноват сам потерпевший, который на совершенно безумной скорости их обогнал. Но на крутом повороте не справился с управлением и вылетел в пропасть. Желая оказать помощь, все герои спускаются вниз, но потерпевший категорически просит их: «Только не поднимайте меня, а то я рассыплюсь на ваших глазах…Мой вам совет, не говорите правду копам, то, что я вам сейчас скажу… В парке Санта-Розиты (это около границы с Мексикой) я зарыл чемодан, а в нем 350 тысяч. Хватит на всех… Он под большим W…»  Это были его последние слова. Озадаченные очевидцы, естественно, ничего не рассказывают вскоре приехавшим полицейским. Когда полиция уехала, они решают, что делать дальше. Несмотря на призывы дантиста к тому, что при любых подсчетах денег хватит на всех, сварливая теща Рассела вносит свою коррективу, предложив в крикливой форме: «А давайте, пусть каждый будет сам за себя. Кто первый доберется в Санта-Розиту, тот и заберет все».  И вот уже сами путешественники затеяли безумную гонку, нарушая все писаные и не писаные дорожные правила по пути в Санта-Розиту.

А затем выясняется, что в этой погоне за деньгами они не одни. Дотошный полицейский детектив капитан Каулперпер (в талантливом исполнении актера Спенсера Трэйси) держит все дело под контролем. Он тоже знает о кладе в Санта-Розите. Его сотрудники постоянно докладывают ему о том, где в данный момент находятся участники безумной гонки. Полицейский ранее раскрыл, что эти деньги появились в результате жульнических операций на консервном заводе в Санта-Розите. Он уже представляет, что это не рядовое дело обеспечит ему скорый отпуск, поездку с женой в Майями на Флориду и солидную прибавку к пенсии. Нужно всего лишь отследить движение алчущих легких денег, и они выведут его на точное местонахождение клада. Он знает, что клад зарыт в парке Санта-Розиты, ему неизвестно лишь конкретное место. И еще он раскрыл, кто является главным звеном в жульничестве на консервном заводе. Это именно тот джентльмен, который погиб на дороге в Лас-Вегас. Между делом Каулперпер просит своего начальника поехать к мэру города Санта-Розита и похлопотать о повышении пенсии для него, ведь он сорок лет честно прослужил в полиции.

А между тем безумная гонка за чемоданом с долларами продолжается. А ее участники, попеременно обгоняя друг друга, движутся в Санта-Розиту. Сотрудники капитана, да и он сам, невольно начинают болеть за них, как это часто бывает на любых спортивных соревнованиях. А один сотрудник особенно упорно болеет «за парня с мебельным фургоном», который в пути испытывает злоключений больше других. В конце-концов, «компаньоны», кто наземным, кто воздушным путем, все добираются в Санта-Розиту. И спешно закупив кирки и лопаты, направляются к вожделенному парку, куда и прибывают с небольшими временными интервалами друг от друга. Довольно быстро им надоедает прятаться друг от друга в парке и сварливая теща, наконец, предлагает дело: «Слушайте, хватит нам прятаться. Давайте все вместе искать W. Раз мы все уже здесь, то денег хватит на всех!» И они, наконец, начинают дружно искать дубль вэ. А между тем, сюжет фильма испытывает новый поворот. Начальник сообщает детективу, что мэр отказал в повышении пенсии. Капитан испытывает психологический шок: «Вот она, черная неблагодарность за мою верную службу! Ну, погодите, тогда я начинаю свою игру!» Получив вскоре сообщение о том, что все участники безумной гонки уже собрались в парке и очень активно ищут место захоронения клада, он приходит, по его мнению, к гениальной мысли: «А теперь я один завладею этим кладом! Раз они такие неблагодарные!» Он сообщает сотрудникам, что, поскольку, дело неординарное, в парк поедет он один, так как большое количество полицейских просто отпугнет всех ищущих клад. Когда он прибывает в парк, дело движется к кульминации, потому что жена Рассела, а за ней парень с мебельного фургона первыми  догадались, что искомая дубль вэ – это просто-напросто четыре перекрещенные между собой пальмы в форме этой буквы. А далее с бешеной быстротой «компаньоны», попеременно меняя друг друга, наконец-то, откапывают искомый чемодан. Их радости нет предела, ведь они многократно рисковали жизнью по пути в Санта-Розиту. Вот он, вожделенный чемодан, доверху набитый долларами… После многих мытарств они готовы честно поделить деньги, но не хотят выделять долю случайно примкнувшему к ним врачу Майеру. Тот заявляет: «Тогда я пойду в полицию». И здесь детектив Каулперпер вступает в свои права: «А полиция уже здесь, сынок!» Наступает немая сцена. Ведь по всем законам за сокрытие их ждет уголовная ответственность. Но ведущий свою игру детектив успокаивает их: «Господа! Вы очень много рисковали жизнью по пути в Санта-Розиту, поэтому я не буду вас задерживать. Я вас отпускаю. Ведь моя задача выполнена, я нашел деньги, которые спрятал жулик с консервного завода. Вы можете сделать только заявление в полицию о том, что вы помогли мне найти этот клад. Так отправляйтесь же туда!» Обрадованные «компаньоны», уже направляясь в полицию, замечают, что сам детектив поехал совсем в другую сторону. И начинается новая гонка с преследованием уже самого детектива, которая для них всех завершается весьма плачевно. И не только потерей денег и здоровья, а еще и репутации. Они все оказываются на больничной койке с многочисленными переломами. К тому же их ждет после физического выздоровления уголовное наказание. И эта встреча с законом не сулит ничего хорошего не только «компаньонам», но, в первую очередь,  и бывшему детективу. Они лежат в большой больничной палате, охраняемые двумя строгими полисменами. И тут вдруг появляется злая сварливая теща Рассела, которая снова начинает кричать и поучать их. Но ее быстро уводят два санитара. Наблюдая эту кульминацию, вдруг все «компаньоны» и детектив, загипсованные и запеленатые в бинты, начинают гомерически смеяться. Да, действительно, смех – великое лекарство! На протяжении всего фильма мы просто наслаждаемся искрометным юмором, забавностью и комичностью ситуаций, крутыми и эксцентричными поворотами сюжета, что роднит кинокартину Стенли Крамера с лучшими европейскими фильмами того времени, остро и сатирично бичующими недостатки и пороки человеческого сообщества.

Этот смех нам дан для того, чтобы мы зрители осознали, что, несмотря на некоторые издержки человеческой натуры, человек все-таки разумное существо, и он может критично к себе относиться и рано или поздно делать правильные выводы.

Автор: Юрий Бескрайний 

 

Chicago News

Chicago News

We are a creative team of Chicago newsmakers. Besides news, we are fond of lots of things, most of them you’ll find on our pages. We have something to tell you… And we will.



Related Articles

Кинопремьеры Чикаго и Иллинойса

A Fantastic Fear of Everything Жанр: триллер, комедия Режиссер: Крис Хопвелл В главных ролях: Саймон Пегг, Амара Каран, Клэр Хиггинс,

Кинопремьеры этой недели – 8 августа

    Кинопремьеры этой недели – 8 августа Deepsea Challenge 3D Жанр: документальный Режиссер: Джон Бруно В главных ролях: Джеймс

Кинопремьеры этой недели – 18 июля

Boyhood Жанр: драма Режиссер: Ричард__ Линклейтер В главных ролях: Эллар Колтрейн, Патриция Аркетт, Итан Хоук, Илия Смит, Лорелей Линклэйтер, Стивен