Фильм «Необыкновенные приключения итальянцев в России» как прочтение новой реальности

Фильм «Необыкновенные приключения итальянцев в России» как прочтение новой реальности

Я счастлив тем, что отношу себя к тому поколению, которое на стыке 60-ых и 70-ых годов прошлого века жило уже в более открытом обществе. Когда советская страна активно повернулась к мировому сообществу, в желании с ним сотрудничать. Вот этот процесс гениально отразил великий мастер киноэкрана Эльдар Рязанов. Нужно сказать,что его творчество всегда шло в ногу со временем. Он очень остро чувствовал перемены, происходящие в советском обществе  и в мире в целом. Например,  его первая большая работа фильм «Карнавальная ночь» (1956 год) великолепно отразил борьбу с издержками сталинизма в жизни советских людей в искусстве и культуре. А фильм «Ирония судьбы-2» живо откликнулся на злободневные проблемы, веяния и реалии современной России.

У фильма же «Невероятные приключения итальянцев в России» очень счастливая творческая судьба, ибо он был снят в гораздо более предсказуемое время, когда Советский Союз стремился дружить и сотрудничать со странами Западного мира. Он  появился на экране 8 апреля 1974 года.  За один год эту добрую и оптимистическую комедию посмотрели пятьдесят миллионов зрителей. И в наше время многим она поднимает настроение и вселяет бодрость духа.

История создания этого фильма следующая: еще в 1970 году Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский подали заявку в Госкино на фильм «Спагетти по-русски». Соавторы считали достоинством фильма то, что

«Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами». Здесь не обошлось и без влияния популярного фильма «Безумный, безумный, безумный, безумный мир», снятого талантливым американским режиссером Стенли Крамером в 1964 году.  Это объясняется просто – умные профессионалы в любой сфере деятельности постоянно учатся друг у друга.  И речь не идет о простом примитивном заимствовании,  а только о творческом переосмыслении. В конце-концов Госкино, пусть и не сразу, пошло навстречу пожеланиям Рязанова и Брагинского. Но сразу для соавторов возникли и новые сложности, а именно, чего не было в советской практике, то есть работы с продюсером, в данном случае с Дино де Лаурентисом. Он заявил нашим творцам: «Всё, что вы написали, ерунда, мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, — это историю с живым львом». Опешившие соавторы стали быстро выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста в Ленинграде, полные риска сцены съемок со львом. Получив одобрение итальянских соавторов сюжет представили продюсеру, и тот настоял разместить в картине какой-нибудь эпизод в московском ГУМе, потому что таких больших магазинов в то время в Европе не было, а это произведёт впечатление на зрителей фильма.

В конечном счете, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов внимательно перечитавший обновленный сценарий, пришел в творческий ужас из-за множества трюков и мрачно произнес: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать». И «как в воду глядел», режиссером совместной советско-итальянской постановки, в конечном итоге, стал  он сам. Подготовительный период для съёмок  длился тридцать один день – по советским представлениям это было крайне немного. По тогдашней советской практике едва ли не каждый трюк готовили сверхтщательно по несколько месяцев. Сам режиссер неоднократно заявлял, что никогда ранее не снимал с такой быстротой. Работали по две смены. Для Рязанова было крайне непривычно, что актеров назначали продюсеры. Рязанов хотел поработать с Витторио Гассманом, но и здесь мнение де Лаурентиса оказалось решающим, потому что он не стал беспокоить суперзвезд итальянского кино. Как ни сопротивлялся против жесткого нажима итальянцев Рязанов, ему пришлось реализовать все пожелания зарубежных партнеров. В картине было все: и ГУМ, и лев, и традиционные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные погони, и пожар на бензоколонке, и разнообразные панорамы Ленинграда и Москвы. В итоге и получилась законченная работа с темой «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Особенностью картины являлось то, что в ней было задействовано в ведущих ролях всего лишь три  cоветских актера –  Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев.

Например, Андрей Миронов предпочитал мало пользоваться услугами дублеров.  Так в эпизоде, когда его герой лезет по 11-метровой лестнице, находившейся на едущей со скоростью 60 км в час пожарной машине, он вылез из кабины, пополз по лестнице до ее завершения, спустился на крышу ехавших под ним «Жигулей» и очутился в салоне. Даже для опытного трюкача  это была сложная операция. А в Ленинграде Миронов спустился с шестого этажа гостиницы «Астория», держась обеими руками за ковровую дорожку.

Посадка Ту-134 на шоссе происходила на Ульяновском аэродроме  школы пилотов гражданской авиации, взлетно-посадочную полосу закамуфлировали под шоссе. Летчик, взявшийся выполнить этот трюк потребовал: «Машины должны быть только легковые, за рулями – только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В поисках наилучших дублей самолёт на полосу сажали шесть раз и каждый раз безукоризненно. В кадрах, где мафиози застрял в иллюминаторе самолета и покрылся при этом коркой льда, в реальности использовали панцирь из слюды, произведенный специалистом по  эффектам Джулио Молинари. Посыпанный тальком и нафталином, его панцирь сверкал и переливался и от него можно было спокойно откалывать целые куски. Роль находчивого доктора сыграл сам Эльдар Рязанов.

Еще одна примечательная деталь: в этой искрометной комедии зрители увидели новейшую модель «Жигулей» «ВАЗ-2103», которая в это время являлась самым дорогим и престижным малолитражным автомобилем советского автопрома. Появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал мечтой для многих советских людей. Обилие никелированных деталей, указатель количества оборотов – тахометр, подлокотники и подголовники, динамичный мотор – все это характеризовало «тройку» как современный автомобиль. К этому нужно добавить великолепное качество и технологичность «Жигулей», ведь совсем недавно Советский Союз купил лицензию на производство автомобиля «Фиат-124», который и стал нашими «Жигулями». Когда комедия появилась в зарубежном кинопрокате, Государственное объединение «Автоэкспорт» сделало превосходную рекламу Волжскому автозаводу, чья продукция еще только начала поставляться в западные страны. К сожалению, популярная фраза «Искусство требует жертв» иногда имеет буквальный смысл. Назовем еще одного важного актёра фильма -льва по имени Кинг, который вырос в семье бакинского архитектора. Ведь дрессировка и домашнее воспитание это абсолютно не одно и то же. Доброму, но избалованному зверю было совершенно наплевать на очень жесткий съемочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения. Первоначально на съемочной площадке он делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек – и киношники ждали три ночи. Съемки со львом близились к завершению, вот тут то и произошла нелепая случайность. Когда Кинг не нужен был на съемках, его размещали в спортивном зале арендованной специально для него школы. По чьему-то недосмотру лев на несколько минут оказался один. Кинг любил смотреть в окно и вдруг он увидел парня-зеваку, который стал ему корчить разнообразные рожицы, поворачиваясь к нему то лицом, то спиной. Для домашнего Кинга это был призыв к игре. В одну секунду он встал на задние лапы, разбил стекло в окне, быстро подбежал к парню и повалил его.  Девушка, ждавшая парня у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». Мимо проходил не знающий подробностей милиционер. Он услышал просьбы о помощи и разрядил в Кинга всю обойму штатного пистолета.

Легкий, динамичный и искрометный фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» понравился советскому зрителю, был озвучен на итальянский и другие европейские языки, но Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. На мой взгляд напрасно, эта его картина  сильнее некоторых его весьма спорных фильмов последнего периода. Не забыта эта комедия и в наш чересчур прагматичный XXI век.

Автор: Юрий Бескрайний

 

Chicago News

Chicago News

We are a creative team of Chicago newsmakers. Besides news, we are fond of lots of things, most of them you’ll find on our pages. We have something to tell you… And we will.



Related Articles

Кинопремьеры этой недели

Frozen Жанр: Мультфильм Режиссер: Крис Бак, Дженнифер Ли В главных ролях: Кристен Белл, Идина Мензел, Джонатан Грофф, Джош Гад, Сантино Фонтана,

Кинопремьеры Чикаго и Иллинойса – 2 мая

  Belle Жанр: драма Режиссер: Амма Асанте В главных ролях: Гугу Мбата-Роу, Том Уилкинсон, Миранда Ричардсон, Пенелопа Уилтон, Мэттью Гуд,

Кинопремьеры этой недели – 29 августа

As Above, So Below Жанр: ужасы, триллер Режиссер: Джон Эрик Даудл В главных ролях: Пердита Викс, Бен Фельдман, Эдвин Ходж,

Подписаться

И получайте каждый новый пост первыми!

Введите свой e-mail: