Шедевры итальянского кино: в центре внимания – Человек

Шедевры итальянского кино: в центре внимания – Человек

Уважаемый читатель! Мы уже неоднократно отмечали, что величайший катаклизм в истории Человечества – Вторая мировая война одновременно явилась колоссальным водоразделом в жизни Человечества, не только в политике и экономике, но и в науке и искусстве. О том влиянии, которое оказала Вторая мировая война на развитие западного киноискусства, а особенно итальянского, мы сейчас и поговорим.

В Италии, где жестокая диктатура господствовала более 20 лет, к середине 40-х годов образовалось мощное общенародное движение, направленное на ее свержение. Этот процесс особенно усилился на фоне военных успехов стран антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Демократически настроенные итальянские деятели искусства принимали активное участие в движении итальянского Сопротивления. Среди них особенно выделялось группа молодых кинорежиссеров: Росселлини, Де Сика, Висконти, Джерми, Де Сантис. После свержения диктатуры Беннитто Муссолини, опираясь на все лучшее, что было в мировом реалистическом кинематографе, они создали истинно итальянское кинематографическое направление – неореализм, который сам чуть позже стал мировым явлением и нашел многочисленных подражателей по обе стороны Атлантического океана.

Правдиво, в доступной и простой форме, где-то близкой к кинодокументализму, итальянские неореалисты отразили жизнь простых итальянцев во всех сложных противоречиях итальянского общества с 1945 года по конец 1950-х годов. Рабочие и безработные, крестьяне и батраки, учителя и инженеры, бухгалтеры и конторские клерки стали подлинными героями их гуманистических по содержанию фильмов. Новое, свежее содержание картин неореалистов родило совершенно новую – животрепещущую, яркую, полную естественности, простоты и жизненной правды кинематографическую форму. В 1948 году на экраны Италии и всего мира вышел замечательный фильм Витторио Де Сика «Похитители велосипедов». В этой кинокартине талантливый режиссер обнажает самую острую язву бедной послевоенной Италии – безработицу. Судьба безработных поистине ужасна. Они вынуждены хвататься за любую, даже самую невыгодную работу. Могут пойти даже на преступление, чтобы прокормить своих детей. Все эти коллизии отражены в фильме с замечательной и проникновенной правдивостью.

Сюжет фильма разворачивается на улицах Рима, в подлинных квартирах, мастерских, тратториях, а не в сценических декорациях. Роли в фильме исполняют не только актеры-профессионалы, а настоящие безработные, их дети и жены. Они играют самозабвенно, во всем следуя замыслу талантливого и одаренного режиссера. У меня постоянно подкатывал комок к горлу и глаза наливались слезами, когда отец и сын (в талантливом исполнении Ламберто Маджарани и Энцо Стайола) по всем римским толкучкам ищут похищенный у них велосипед, который является единственной гарантией в сохранении только что с трудом полученной работы для отца. Потому что главное условие работодателя из рекламного агентства – это то, чтобы работник имел свой велосипед с целью расклеивания рекламы по всему городу. С раннего утра и до позднего вечера, нарываясь на приключения и разные неприятности, отец и сын даже смогли вычислить вора, но велосипед им так и не удалось вернуть. В конце концов, отправив сына домой, отец решается пойти на крайний для себя поступок – тоже украсть велосипед. Но поскольку он был честным человеком и воровством никогда не занимался, его очень быстро поймали. Рассерженная толпа ведет его в полицию. По жестким послевоенным законам его ждет тюремное заключение. Но, о чудо, сын проехал всего лишь несколько трамвайных остановок, и вдруг что-то толкнуло его выйти. Он увидел отца, велосипед и рассерженную толпу, которая направлялась в полицейский участок. Сын мгновенно подбегает к толпе и начинает кричать: «Отпустите моего папу! Он никогда ничего не воровал! Но у нас вчера украли велосипед, который для него – работа! И он сделал это с отчаяния!» И внезапно происходит второе чудо! Лица мужчин в толпе и хозяина велосипеда светлеют. «Иди домой с миром, Человек! Скажи спасибо своему сыну, а не то сидеть бы тебе в тюрьме!» Вот так с верой в  то, что человек должен оставаться человеком, несмотря на любые жизненные коллизии, и завершается этот фильм. В 1958 году 117 кинокритиков признали этот фильм одним из двенадцати лучших фильмов всех времен и народов.

Мне хочется рассказать о втором фильме, снятом в стиле неореализма, и получившем такую же мировую известность, как и предыдущий. Это кинокартина талантливого и самобытного режиссера Фредерико Феллини «Ночи Кабирии» (1956 год). В центре сюжета жизнь молодой красавицы Кабирии (в талантливом и самобытном исполнении Джульетты Мазины). Вроде бы, с точки зрения стандартной морали, падшей женщины. Хотя автор и объясняет, что именно суровые послевоенные реальности заставили пойти ее на этот путь. Одновременно Феллини очень убедительно отражает, как это ее постоянно тяготит. Но она не видит выхода из этого длинного туннеля. И ей кажется, что она не достойна полюбить, да и где найти ее, эту любовь? Но однажды происходит подлинное чудо. Совершенно случайно она знакомится с молодым бухгалтером Оскаром (актер Франсуа Перье), который поразил ее. Ведь она общалась до этого с совершенно другими мужчинами. Он же чрезвычайно обходителен, вежлив, начитан и интеллигентен. Они встречаются все чаще и чаще. Она не может себе приказать не встречаться с ним и боится сознаться ему, в чем же состоит сущность ее профессии. Но ей приходиться это сделать. Молодой человек заявляет ей: «Хорошо, что ты призналась мне. Я тебя не разлюблю. Выходи за меня замуж. Мы будем жить по-другому». Обрадованная Кабирия продает дом и часть своего имущества, остальное раздает подругам по профессии и переезжает жить к своему любимому. В первый день их новой жизни она показывает ему вырученные деньги за дом, которые составляют приличную сумму. Вроде бы все должно быть безоблачно. Вечером он приглашает ее погулять в пустынный лесопарк, чтобы полюбоваться закатом на берегу крутого обрыва в первый день их новой жизни. Как будто ничто не предвещает беду. Но внезапно Кабирия почувствовала, что, наверное, ее хотят убить и завладеть сумочкой с деньгами. Оскара, который хочет столкнуть ее в пропасть, она со слезами в голосе просит: «Только не убивай меня! Я отдам тебе все деньги». В итоге, бухгалтер, до этого такой прекрасный, такой воспитанный,  учтивый и интеллигентный, на коленях просит у нее прощения и убегает с деньгами. Казалось бы, все. Полное крушение всех мечтаний и ожиданий Кабирии. Она подходит к самому краю обрыва, но, наконец, увидев всю красоту заката на фоне пышной итальянской природы, она отбрасывает мысль о самоубийстве. Затем в парке слышатся звуки мандолины, веселые молодые женские и мужские голоса. Подсознательно Кабирия направляется в их сторону. И она видит группу молодых парней и девушек, видимо студентов, что-то весело обсуждающих друг с другом. Когда она полностью приближается к ним, один из молодых людей говорит ей: «Девушка, вы так красивы! Вытрите, пожалуйста, слезы. Ведь ЖИЗНЬ так прекрасна и неповторима! Присоединяйтесь к нам!» Вот это еще одна характерная деталь подавляющего большинства фильмов неореалистов – они оставляют чувство надежды, веры в человека, в человечество и в человечность. Несомненно, что самым замечательным явлением в западном киноискусстве послевоенных лет стало продуктивное творчество итальянских художников неореалистов, и у них нашлись последователи в других странах: «Новые кинематографисты Франции» (Ламорис, Рене, Годар), «Рассерженные кинематографисты Англии» (Рейс, Ричардсон, Андерсон, Шлезингер), «Независимые режиссеры» в США» (Манн, Люмет,  Крамер).

Автор: Юрий Бескрайний

 

Chicago News

Chicago News

We are a creative team of Chicago newsmakers. Besides news, we are fond of lots of things, most of them you’ll find on our pages. We have something to tell you… And we will.



Related Articles

Самые ожидаемые фильмы 2015 года

Не знаю как вы, а я считаю себя заядлым киноманом. Да, помимо автомобилей и путешествий, не пропускаю практически ни одной

Closed Circuit: еще одну овсянку, сэр?

Второй британский фильм за неделю… При всем уважении к тысячелетней культуре и анекдотам в стиле “Овсянка, сэр”, это очень много.

Кинопремьеры Чикаго и Иллинойса – 2 мая

  Belle Жанр: драма Режиссер: Амма Асанте В главных ролях: Гугу Мбата-Роу, Том Уилкинсон, Миранда Ричардсон, Пенелопа Уилтон, Мэттью Гуд,

Подписаться

И получайте каждый новый пост первыми!

Введите свой e-mail: