Ильф и Петров: открытие “одноэтажной Америки”

Ильф и Петров: открытие “одноэтажной Америки”

Многие из нас в детстве или в юности полюбили остроумные романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» с их главным героем неунывающим и предприимчивым Остапом Бендером, который не очень-то укладывался в стандарты советского положительного литературного героя.  Но, тем не менее, был любим всеми советскими читателями за его остроумие, фонтанирующую энергию и жизнелюбие. Наверное, этой сверхпопулярностью главного героя и объясняется тот факт, что эти два романа издавались и переиздавались в Советском Союзе миллионными тиражами, а имя авторов романов мало кому было не известно.

В студенческие годы я, перечитавший многократно «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», да к тому же и посмотревший фильмы, снятые по этим произведениям, почти случайно узнал, что у знаменитых и популярных авторов есть и третья книга «Одноэтажная Америка», которая посвящена их пребыванию в США в качестве корреспондентов газеты «Правда» в 1935-1936 годах. Через некоторое время, в 80-е годы прошлого столетия, по советскому телевидению шел небольшой документальный фильм, посвященный этим событиям. Это происходило на волне вновь возросшего интереса к США и американской жизни, которая характерна для периода советской истории, когда настойчиво искались различные векторы для необходимых изменений в жизни общества. Именно в это время я и открыл для себя «Одноэтажную Америку».

Эта книга просто поразила меня колоссальным зарядом доброжелательности авторов к Америке и американцам. Это нисколько не противоречит их способности к критичному анализу и остроумному изложению многих ситуаций, с которыми авторы и сопровождающие их спутники мистер Адамс и миссис Ребекка Адамс сталкиваются во время их долгого путешествия с Востока на Запад США и обратно. Они отправляются в свое замечательное путешествие на только что купленном автомобиле «Форд» «благородного мышиного цвета» в компании доброжелательной семейной четы Адамс, где миссис Адамс является водителем и прекрасным женским началом, которое часто предостерегает от неразумных поступков не только своего мужа мистера Адамса (по совместительству штурмана экипажа), но и других мужчин-Ильфа и Петрова. И уж поверьте мне, без мистера Адамса и его жены это автопутешествие было бы совсем другим – не столь веселым и познавательным. Перефразируя одного из английских авторов XIX столетия, хочется просто сказать: «Если бы мистера Адамса не существовало, то его просто необходимо было бы выдумать». Его длиннющий список потерь: шляпы в Детройте, часов на Среднем Западе, ключа от гостиничного номера, ключа зажигания от «Форда» на пароме, следующем в Сан-Франциско и так далее, мог бы занять почти все наше повествование. И вместе с тем, мистер Адамс умный, высокообразованный, прекрасно разбирающийся не только в проблемах техники (он инженер), но и в вопросах мировой политики, различных общественных проблемах не только в США, но и в Европе. Ранее мистер Адамс семь лет работал в Советском Союзе, он прекрасно и дружелюбно относится к советским людям, хорошо знает русский язык, глубоко симпатизирует тем процессам перестройки и модернизации советского общества и экономики, в которых ему довелось поучаствовать. А сами США с каждой прочитанной страницей «Одноэтажной Америки» перестают для советских путешественников быть далекой и непонятной, холодной и чужой страной, а становятся добрым и интересным соседом и собеседником. Тогда осязаема и понятна идея, пришедшая в голову одному из видных советских начальников о том, что необходимо послать в Америку популярных советско-российских писателей, чтобы они написали хорошую и интересную книгу о ней. Стоит отметить, что конец 20-х и 30-е годы были характерны для динамично развивающегося советского общества повышенным интересом к далекой заокеанской стране, которая поражала своими техническими и научными достижениями, своей деловитостью и размахом. Авторы дают понять, что хотя они и исколесили США вдоль и поперек, но на самом деле, по сути, они лишь слегка прикоснулись к разнообразным обычаям и традициям этой гигантской страны, по которой они проехали целых 16 тысяч километров. А также они лишь прикоснулись к ее народному духу, но и эти пусть где-то первоначальные впечатления лишь усилили доброжелательный интерес к этой стране. Эта книга – яркие разноцветные жемчужины-главы, где каждая бусинка, нанизанная на леску, это очередная история-приключение, а в роли нитки выступает гигантская паутина великолепных, гладких, словно зеркало, американских хайвеев. За четыре месяца авторы многое успели увидеть и испытать: вознестись на крышу Empire State Building и спуститься в глубокие пещеры Колорадо, навестить различные индейские племена и побывать у их вождей, пообщаться с жителями мексиканских поселений, ознакомиться с обычаями американских негров, встретиться с Эрнестом Хэмингуэем, побеседовать с Генри Фордом. Поистине великолепны описания калифорнийской пустыни, парк с доисторическими секвойями, описания окаменелого леса, многочисленных каньонов…С глубоким юмором и пониманием показана работа голливудских специалистов и кинематографических предпринимателей, различные спортивные соревнования и шоу – коррида у мексиканцев, родео с ковбоями Техаса, американский футбол и регби. При том, что книга читается с постоянным интересом и любопытством, в ней много глубоких и философских раздумий. Одно из важных жизненных наблюдений писателей следующее – мы не ценим того, к чему привыкли. Для того, чтобы по-настоящему оценить то, чем обладаешь, нужно на время лишиться этого, а потом обрести вновь.

Без какого-либо поучительства и нравоучений авторы в беседах с простыми американцами рассказывают о том, что в Советском Союзе нет безработицы и экономических кризисов, а всенародной славой пользуются не только политики и звезды кино и спорта, но и представители других профессий: кузнецы, шахтеры, моряки и труженики сельского хозяйства, а также инженеры и ученые.  Действительно, все постигается в сравнении. А к абсолютному идеалу можно лишь приблизиться, как утверждают многие философы. Одним из многих подтверждений того, что произведение не утратило своей жизненной актуальности и в XXI веке является следующий факт. В 2007 году к идее этой книги обратились российские телеведущие Владимир Познер и Иван Ургант, снявшие 16-серийный фильм «Одноэтажная Америка», где они прошли маршрут Ильфа и Петрова 1935-1936 годов. Их телевизионное повествование полно таким же дружелюбным любопытством, которое, где это необходимо, сочетается с критичным анализом (но не злорадным!). Авторы наводят зрителя на мысль, что при обилии чисто внешних изменений, главными все-же остаются мысли Ильфа и Петрова о том, что люди всегда остаются людьми, а Человек для них самое интересное Явление. Поэтому нужно стараться в любой ситуации быть человеком. Ведь, как поется в одной умной и хорошей песне, «Солнце ведь для всех одинаково светит!» Читайте умные и добрые книги!

Автор: Юрий Бескрайний

 

Chicago News

Chicago News

We are a creative team of Chicago newsmakers. Besides news, we are fond of lots of things, most of them you’ll find on our pages. We have something to tell you… And we will.



Related Articles

И снова Штирлиц…

Популярный писатель Юлиан Семенов, как правило, не нуждается в особом представлении для русскоязычного читателя. Он по-настоящему культовый автор, создавший особый

Обзор книги: Куда мы отправляемся, после того как умираем

Куда мы отправляемся после того как умираем? Насколько часто мы останавливаемся и думаем об этом в нашей повседневной суетливой жизни?

Почему стоит читать графические романы и комиксы?

Не секрет, что среднестатистический читатель смотрит на графические романы или комиксы как на нечто “менее серьезное” или, как минимум, на