Dunkirk

by Chicago News | 30/09/2017 10:32 AM

В 1975 году, будучи 15-летним подростком, я прочитал мемуары всемирно известного полководца Второй Мировой войны Георгия Константиновича Жукова под названием «Воспоминания и размышления». Пожалуй,  впервые именно в этой заслуживающей глубочайшего уважения книге, пусть и в краткой форме, передана была, конечно, с чисто военной точки зрения эта гигантская катастрофа, произошедшая с англо-французскими войсками после полного окружения их группировки моторизованными частями германского вермахта. Маршал Жуков рассказывал, что именно после драмы Дюнкерка ему стало окончательно понятно с каким жестоким и беспощадным врагом придется столкнуться в ближайшее время советской армии. События, произошедшие в далеком 1940 году на пустынных пляжах французского курортного города Дюнкерк, уже тогда сильно заинтересовали меня. В последующее время, вплоть до наших дней, я с интересом читал, смотрел в документальных фильмах попадающуюся мне информацию о тех драматических событиях. Все эти материалы в той или иной степени раскрывали трагичность и значимость этих событий первого периода Второй Мировой войны. Но только недавно просмотренный мною с неослабным интересом фильм режиссёра Кристофера Нолана с одноименным названием «Дюнкерк» полностью раскрыл трагизм тех далеких событий не только в военном, но и в человеческом и психологическом аспекте.

Итак, перенесемся в подернутый уже дымкой истории 1940 год на дюны и пляжи близ французского города Дюнкерк, навсегда вошедшего в мировую историю.  Действие фильма начинается со сцен панического бегства сотен тысяч английских и французских солдат, зажатых в гигантский мешок окружения в приморском городе Дюнкерк и его окрестностях. Высшее германское военное и политическое руководство, упоенное очередной легкой победой, объявило на весь мир, что немецкая армия непобедима и она легко уничтожит англо-французские дивизии, скопившиеся на пятачке Дюнкерка. Лидер Великобритании Уинстон Черчилль прекрасно понимал, что в силу различных ошибок и просчетов Британия проиграла европейскую военную компанию 1940 года.  Теперь же его глобальной задачей является спасти 400-тысячную армейскую группировку, которая очень пригодится в последующей смертельной схватке с германским нацизмом, рвущимся к мировому господству. Из-за невозможности оказания полноценной помощи на суше ввиду островного расположения Великобритании, премьер-министр Черчилль и Адмиралтейство приняли решение осуществить спешную эвакуацию окруженных дивизий через морской пролив. Фильм и рассказывает, как удалось спасти  более чем 300 000 солдат во время Дюнкеркской операции. Это был сложнейший военный маневр, который занял больше недели под неослабевающим артиллерийским и воздушным огнем противника.

Эта талантливая работа  режиссёра Кристофера Нолана во многом  посвящена именно тем людям, благодаря которым в невероятно тяжелых условиях удалось спасти жизни многих сотен тысяч солдат и офицеров. Стоит отметить, что фильм «Дюнкерк»,  где это необходимо, обходится и без лишнего психологизма, который, в целом, свойственен Нолану.

Это не задушевная мелодрама о страданиях, а размашистая симфония о встрече человека и судьбы. А музыкальные и звуковые эффекты полностью оправданы.  Автор буквально посекундно отражает весь нарастающий драматизм ситуации, угрожающий жизням сотен тысяч молодых парней – британцев и французов. Черчилль, которому доложили,  что британские военные и транспортные суда становятся легкой мишенью для превосходящей по силам немецкой авиации и подводных лодок, принимает гениальное решение – срочно мобилизовать все маленькие гражданские суда, находящиеся в акватории. И решение сработало, все эти суда и суденышки, как муравьи заполнили рейд Дюнкерка и стали быстро вывозить людей. Технически же уничтожить их, учитывая многочисленность, сверхскоростным немецким истребителям и штурмовикам, да и подлодкам, оказалось просто невозможно.  Автор фильма хорошо отразил подвиг тех людей, благодаря которым и удалось    вывезти большую часть оставшихся в живых солдат и офицеров. Это негромкий, но несгибаемый героизм пожилого британца-капитана маленького рыбацкого суденышка (в талантливом исполнении актера Марка  Райлэнса). Он вместе с сыном и его одноклассником спешит на их личном суденышке в Дюнкерк, чтобы помочь с эвакуацией. Но мы наблюдаем и еще больший героизм британского военного летчика (актер Том Харди), который мастерски уничтожает немецкие истребители и штурмовики, мешающие эвакуации. Он сражается в буквальном смысле до последнего патрона и последней капли бензина. И лишь после этого он с достоинством планирует на пляж Дюнкерка, после чего сжигает самолет,чтобы он не достался врагу. И с гордо поднятой головой, непокоренный встречает немцев. Мы не сомневаемся, что и в плену он будет бороться с ними. Но солдаты, бегущие в панике по пляжам Дюнкерка к кораблям, не показаны как герои.  Режиссер их не оскорбляет – это просто реальность паники, ведь кампания проиграна. Даже их командиры ничего им не приказывают. А сам Нолан и не хочет преобразовать их трусость в героизм. Он прекрасно понимает, что они всего лишь вчерашние школьники, попавшие в гигантскую мясорубку. Надо сказать, что фильм у режиссера по-настоящему глобальный и объемный, но не ура-патриотический. Но вместе с тем он гениально отразил, что Черчилль быстро доказал немцам, что он может быть достойным противником и он смог эту военную катастрофу сделать одновременно и триумфом своей нации. Ведь нацисты не достигли своей главной цели, они не уничтожили 400 тысяч солдат, как ранее объявили об этом на весь мир. Спасение солдат Дюнкерка подняло дух нации, а премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «Им не поставить нас на колени!». Посмотрите эту кинокартину!

Автор: Юрий Бескрайний

 

Endnotes:
  1. More: #

Source URL: http://mychicagonews.com/dunkirk/